Духовное путешествие в Рождество…

С 28 ноября по 6 января в Православной Церкви продолжается Рождественский пост. Как его правильно провести, на чём сосредоточить внимание и чем православный Новый год отличается от светского праздника, — рассказал руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Максим Плетнёв.

— Отец Максим, расскажите, чем Рождественский пост отличается от других многодневных постов православной Церкви?

— Для начала нужно понимать, что в православной Церкви каждый пост служит подготовительным периодом перед каким-то важным праздником. Наверное, Успенский и Петровский посты не такие заметные для людей не церковных. А вот Рождественский и Великий буквально «ведут» нас к конкретным и широко известным праздникам – Рождеству Христову и Пасхе Господней. И каждый пост формируется тем Евангельским событием, которое нас ждёт. По сути, Рождество, Святки и Крещение можно назвать Святым Богоявлением. Кстати, раньше так и было — праздник Богоявления включал в себя и Рождество, и Крещение. Потом этот период был разделён, а дни между Рождеством и Крещением стали называть святыми, или Святками.

Почему мы так долго и серьёзно готовимся к духовным праздникам? Господь всегда рядом с нами, но мы, к сожалению, часто от Него отдаляемся – таково  свойство человеческой природы. И вот, чтобы «войти» в праздник Рождества Господня, почувствовать всей душой, возрадоваться о рождении Богомладенца, принять Его и в своё сердце, нам нужно приложить внутренние усилия, совершить духовный подвиг. Каждый пост – это в каком-то смысле паломничество, духовное путешествие, в которое мы отправляемся.

Уже в первые дни поста, когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы, начинают звучать песнопения, посвящённые Рождеству:

«Христос раждается – славите,  Христос с Небес – срящите.  Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

— Рождественский пост – наверное, самый радостный из всех, лёгкий, приятный, ведь в это время мы ждём чудесного события: пришествия в наш мир Спасителя всех людей.

— Да, если сравнивать его с Великим, то там мы готовимся к Страданиям  Господним, Его Распятию, а затем – Воскресению из мертвых. Страстная Седмица — это совсем другое настроение. А Рождественский пост, действительно, отличается радостным настроем – встретить и прославить Христа.

В духовной жизни есть разные добродетели – молитвы, милосердия, борьбы со страстями. Не будем забывать, что пост – тоже добродетель:  человек отказывается от определённого рода еды, принося, таким образом, жертву ради Христа. И через это благодать Божия входит в жизнь христианина.  Можно привести такую аналогию: вот сидят люди за столом, и среди них непраздная, то есть, беременная, женщина. И она не просто сидит, а как бы работает, в ней растёт ребёнок. Вот так и постящийся человек, в каком-то смысле, — непраздный. Даже когда он находится в покое, в нём идёт внутренняя работа, духовное развитие.

Пост – один из лучших инструментов для того, чтобы ввести Бога в свою жизнь. Чтобы самим постепенно меняться. Чтобы наше христианство не ограничивалось только словами. Ведь часто бывает так, что человек только в храме совершает какую-то религиозную жизнь, а когда выходит за церковные ворота – жизнь у него становится совершенно иная. Так вот, пост помогает нам совместить веру с повседневной, бытовой жизнью.

— Многие участники Программы «ФАВОР» говорят, что ждут поста, потому что в это время проще отказаться от каких-то вредных привычек. Для тех, кто только начинает поститься, какие можно высказать пожелания?

— Я согласен, что в это время человеку от Бога подаётся особая благодать. Сам знаю людей, которые, например, в Великий пост очень строго говеют. В первую неделю вкушают пищу только в среду после Литургии один раз и второй раз уже в пятницу. То есть, за пять дней у них получается всего два приёма пищи. При этом, в другие посты так строго говеть у этих же людей не получается.

Но вообще, надо отметить, что наши посты сформировались на Востоке, в южных странах, где была своя практика. На Севере посты всегда были более щадящими. Однако, Русская Церковь приняла один из самых строгих Уставов по практике аскетики и постного делания – монастыря Саввы Освященного. И в современных условиях, конечно, перед нами не стоит задача, чтобы человек, постясь, себе испортил здоровье. Чтобы него случилось какое-нибудь обострение гастрита или появились язвенные болезни. Всё должно быть разумно и в меру. Ведь главная цель во время поста — приблизиться к Богу.

Сейчас, между прочим, появились новые виды поста – и это важно отметить. Например, так называемый «информационный» пост. Так, некоторые люди на определённое время сознательно отказываются от телевидения, от просмотра художественных фильмов, от гаджетов, от Интернета, от социальных сетей. Поэтому есть множество вариантов и форм поста, никак не обусловленных канонически, — ведь в древней Церкви никаких телевизоров и гаджетов не было. Хотя, вспомним, что раньше был отказ от развлечений. Например, в царской России менялся репертуар театров на время постных дней. «Информационный» пост это чем-то напоминает. Поэтому будем знать, что свой пост можно проявить и едой, но если не позволяет здоровье, то чем-то другим. Я знаю, что некоторые христиане отказываются от кофе, от сахара, от сладостей. С одной стороны, это не мясо и не молоко, но с другой стороны человек учится воздерживаться от чего-то, к чему у него есть пристрастие.

— Но, наверное, было бы правильным не просто от чего-то отказаться, но и наполнить себя в это время каким-то иным содержанием?

— Безусловно. Вспомните, есть даже целая литературная традиция – Рождественские рассказы. Такие прекрасные истории о совершении добрых дел в дни поста, Рождества, на Святки. Так что, действительно, в это время нужно стараться творить дела милосердия.

Хорошо бы во время поста уделять больше внимания чтению духовной литературы, Священного Писания. Взять правило за пост прочитать Четвероевангелие, например. Даже если человек уже читал всех евангелистов, это всё равно будет полезно его душе.

— В то же время, в период Рождественского поста у многих православных верующих возникают соблазны в связи с новогодними праздниками…

— Сейчас православная Церковь пытается этот период как-то осмыслить. В теории, я думаю, Рождество должно было праздноваться 1 января. Ведь отчёт времени у нас идёт именно от Рождества Христова. Господь родился – и это ознаменовало начало новой – христианской – эры. Но исторически сложилось иначе: Рождество мы празднуем 25 декабря по старому стилю или 7 января по новому. И новый элемент российской действительности на данный момент состоит в попытках воцерковить Новый год.

Ведь очень многие новогодние элементы, без сомнений, рождественские. Ёлка – вечнозелёное дерево — как символ Рождества Христова. На верхушке ёлки обязательно Вифлеемская звезда. Под ёлкой часто устанавливают  вертепы со сценами Рождества. А подарки детям на Новый год дарят  подобно волхвам, которые принесли дары Новорождённому Богомладенцу Христу. Санта-Клаус, ставший в русской традиции Дедом Морозом, на Западе — Святитель Николай, праздник этого великого святого совершается тоже в канун Нового года и Рождества.

Сейчас во многих городах появился новогодний молебен как часть богослужения. По Уставу его, конечно, надо служить 14 января по новому стилю — это и будет 1 января по старому. Но сейчас уже во многих храмах, в том числе в нашем храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, новогодний молебен служится в ночь с 31 декабря на 1 января. Это и есть попытка воцерковить Новый год. Мы собираемся, чтобы поблагодарить Бога за прошедший год и попросить благословения на будущий.

Также во многих храмах несколько лет как появилась новая традиция – 1 января служится ночная Литургия. Естественно, по уставу никакой ночной службы в это время быть не должно, но тем не менее она есть. Прямо в 12 часов, когда наши граждане чокаются бокалами перед телевизором, в храмах возносится возглас о начале Божественной Литургии. На мой взгляд, это совершенно христианское осмысление праздника, которое я только поддерживаю.

Кстати, помню, какое-то время назад была такая крайность – некоторые православные в новогодний праздник демонстративно ложились спать. Конечно, трудно спать, когда везде гремят хлопушки, взрываются петарды, сверкают салюты. И тем не менее, это был такой протест. Но если мы  отворачиваемся от всего остального мира, то попадаем в сложную ситуацию – мы же не можем становиться сектой и закрываться от наших неверующих родственников и близких людей, которые отмечают праздник. Позиция, что я с вами за стол садиться не стану, буду строго поститься и ждать Рождество – тоже не совсем христианская.

— Расскажите, каким образом вам удалось найти решение этой непростой задачи? И как вообще можно провести длинные зимние каникулы в ожидании Рождества?

— Мы в нашей храмовой практике каждый год обязательно служим Литургию в 9 утра 1 января. То есть, в новогоднюю ночь можно недолго посидеть с родственниками за праздничным столом, начать евхаристический пост в час ночи – а утром пойти на Литургию и причаститься.

Кроме того, в нашей Епархии есть добрая традиция устраивать 1 января в 11 часов утра крестный ход у Александро-Невской Лавры. Это событие для тех, кто хочет начать Новый год трезво. Обычно приходят до 500 человек, в  любую погоду. Это же совершенно удивительно, что в первый день нового года Промыслом Божиим празднуется память мученика Вонифатия – покровителя людей, которые борются со страстью пьянства.

Мы же знаем, что в Новый год многие злоупотребляют алкоголем. Каждый раз, когда утром еду на Литургию по набережной канала Грибоедова, а потом по центру Петербурга на крестный ход, я вижу, как люди, которые всё это время праздновали, будто тени движутся из ночных клубов к метро, и у меня возникает ощущение, что утро 1 января – это буквально какой-то зомби-апокалипсис. Видно, что окружающие ещё не пришли в себя после бурной ночи, а тут мы – такие бодрые православные едем с утра помолиться Богу в храме, а потом идём крестным ходом с хоругвями на морозе. Очень бывает заметна такая мощная разница.

Вспомним, что 2 января в Петербурге день памяти Иоанна Кронштадского – наш известный и любимый святой, это большой праздник для всего города. Так что в период зимних каникул у современных христиан есть очень хорошая возможность  наполнить эти дни молитвой и достойно подготовиться к Рождеству. Я считаю, для нас можно много плюсов найти в длинных новогодних праздниках.

— И напоследок, отец Максим, что можно пожелать людям, для которых этот Рождественский пост станет первым в жизни?

— Для начала чисто практический момент: хорошо бы взять благословение у священника. Проконсультироваться с батюшкой, насколько будет сложно всё строго соблюсти по Уставу, возможно, он разрешит или посоветует какое-то послабление.

Нужно быть готовыми к тому, что в постах бывают различные искушения – то есть, очень непростые ситуации. Но не надо унывать, не надо расслабляться, надо потихонечку всё преодолевать и Господь поможет в укрепляющем нас Христе.

Также не будем забывать, что один из главных моментов поста выражен у нас в православной пословице «мясо не ест, но кровь пьёт». То есть человек порой в это время настолько себя начинает странно вести с другими людьми, что превращается в какого-то «кровопийцу». Постясь, надо всегда обращать внимание на своих близких. Всё-таки мы должны стараться любить людей, которые находятся рядом с нами. Помните: самое главное – это любовь ко Христу и к ближнему.

Надо дерзать. Всё-таки пост – прекрасный период церковной жизни. На мой взгляд, если сравнить затраченные усилия и результат – то здесь в каком-то смысле усилия минимальные, зато получается максимальный результат Божественного присутствия в нашей жизни. Творить пост очень легко, зато человека начинает освящать обильная благодать.

Беседовала Ксения Вохминцева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
«ФАВОР»
Verification: cd4a8a2ffc29f88a