Преображение – это реальность, к которой мы должны стремиться

О духовном смысле праздника Преображения Господня, его значении для православных христиан и о связи с Программой помощи зависимым «ФАВОР» рассказал священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнёв.

19 августа Православная Церковь отмечает один из главных годовых праздников – Преображение Господне. Согласно преданию, данное евангельское событие произошло за 40 дней до еврейской Пасхи и распятия Христова. В  богослужении это нашло отражение в том, что на 40-ой день после Преображения мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Современные толкователи богослужебного устава отмечают, что если бы праздник Преображения мы отмечали за 40 дней до Пасхи, он бы всегда выпадал на Великий пост. Поэтому ради торжественности момента, праздник был  перенесён на другое время. И хотя с 14 по 28 августа в Церкви тоже установлен строгий пост – Успенский, можно почувствовать, что он иной по духу и настроению.

Надо отметить, что это совершенно удивительный пост для храма Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, в нём как бы выстраивается канва русского народного празднования.  14 августа — день изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, или как принято говорить в народе первый Спас. 19 августа —  Преображение Господне и второй Спас. А третий Спас – 29 августа — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, и это наш престольный праздник. Так что мы видим: несмотря на то, что Успенский Богородичный пост строгий, как и Великий, эти две недели наполнены праздниками и обращенностью к Спасителю.

Сам по себе праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью в честь события, которое произошло на горе Фавор. Как говорят толкователи Евангелия, в тот момент изменилась, преобразилась человеческая природа Спасителя. Это особый момент в православном богословии. По сути, на горе Фавор является в полноте славы преображенная природа человека. То есть, самое высшее состояние человеческого бытия, которые явлено в Иисусе Христе –  соединённость природы человека с Божеством и обоженность человеческой природы. Преображение – чудо настолько великое, что апостол Петр говорит: Господи, давай сделаем кущи (то есть шалаши) и будем здесь жить, потому что здесь хорошо. Он говорит о месте, но прежде всего, он говорит о состоянии пребывания с Богом.

Мы действительно можем, несмотря на нашу ущербность, через аскетическую жизнь, через борьбу с грехами, через страхи и страдания, прикладывая усилия,  соединиться с Богом, войти в иное бытие. Это та реальность, то совершенство, к которым мы все должны стремиться. В праздник Преображения всем верующим хочется, чтобы этот фаворский свет осиял их жизнь, их души, их существо, повлиял на них, изменил их.

Из рассказа евангелистов мы знаем, что после Своего Преображения Господь спускается с горы с тремя учениками, которые были вместе с ним на Фаворе, и возвращается обратно, к людям, которые остались внизу. И взгляду Христа открывается такая картина: ученики, толпа народа, бесноватый отрок и его отец. Отец жалуется, что апостолы не смогли исцелить его сына. То есть, после величия бытия, явления преображенной человеческой природы на вершине горы, у подножия Фавора мы видим одно из самых страшных падений человеческой природы – состояние беснования. Вспомним, что Господь сказал Своим ученикам, которые не могли исцелить отрока: «этот род изгоняется постом и молитвой».

На мой взгляд, химическая зависимость — пьянство, наркомания — в чём-то тоже близки к беснованию, может быть, даже тяжелее. Потому что в бесноватом человеке действует другая личность, мы можем говорить о насилии тёмной силы. А в случае зависимости человек добровольно становится близок бесовскому миру. Его личность настолько разрушается, что он уподобляется существам тёмного духовного состояния. Многие родственники свидетельствуют, что их близкий, когда трезвый — нормальный человек, но только начинает употреблять, «как будто бес в него вселяется». Это типичная фраза родных зависимых людей, и она не случайна.

Наша программа помощи зависимым называется «Фавор» – так же как гора, на которой преобразился Господь. Не секрет, что человеку, который встаёт на путь исцеления от зависимости и созависимости, предстоит долгий тяжёлый подъём. Вместе с тем, «Фавор» – это место, где происходит преображение, как мы надеемся, не только людей, которые приходят к нам за помощью, но и самих сотрудников Программы, мы же все тоже очень немощные. Наша работа – это такое служение Богу и людям, которое меняет и нас, позволяя приблизиться к Христу.

Протоиерей Максим Плетнёв

К нам приходят разные люди, с разным духовным опытом и конечно, если человек деятельно участвует в Программе, старается выполнять все задания, которые ему предлагают, изменения бывают порой разительные. Люди оставляют грех, начинают совершенно новую жизнь, обретают веру, — это всегда красиво. Но случается, что ничего не происходит. Преображение – это ведь чудо и тайна.

Бывает, что люди уже много лет ведут духовную жизнь, но в какой-то момент как будто «забуксовали», таким Программа «Фавор» помогает разобраться с собой. Вообще, на мой взгляд, её можно и трезвым иногда проходить, чтобы оценить, кто я, что со мной происходит, что наполняет меня и мою жизнь, какие проблемы мешают мне развиваться дальше и идти ко Христу, на вершину Фавора.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: