Церковь и молодёжь: круглый стол в «Ортодоксе»

Не устарела ли Русская Православная Церковь? Что может она сегодня предложить молодёжи и всему современному обществу? Об этом говорили участники круглого стола «Церковь и молодёжь: новые смыслы» на встрече в клубе «Ортодокс» 30 июля.

В качестве приглашённых экспертов выступили писатель и философ Андрей Столяров, поэт, журналист и многодетная мама  Виктория Черножукова, а также психолог Программы трезвости «ФАВОР» Михаил Глазунов. Модераторами дебатов стали протоиерей Максим Плетнёв и политтехнолог Игорь Алексеев.

Беседа получилась захватывающей, стороны не раз вступали в жаркую полемику. Тон дискуссии задал Андрей Столяров, заявивший, что православная Церковь не вписывается в современные реалии.

«Я аналитик и неплохо знаю ситуацию с большими закономерностями развития, — начал писатель. — Молодёжь сейчас ни верой, ни Церковью не интересуется. Что, на мой взгляд, вполне естественно. Лет десять назад мы спорили с игуменом Вениамином (Новиковым), который считал, что главным недостатком современной Церкви является отсутствие новизны. Мир всё время меняется, реальность становится совершенно иной. Фактически наступает будущее. А какие новости в Церкви? Христос Воскрес, — вот и всё. Это важная новость, да, но её одной мало. Русская Православная Церковь, к сожалению, не вписывается в современность. И прежде всего, это происходит потому, что она эту современность не осознаёт».

Осознание современности – особый интеллектуальный процесс, подчеркнул А. Столяров. И база информационной эпохи, в который мы все живём, по мнению известного писателя – высокий уровень образование. Кто будет умнее, тот и станет диктовать условия остальному миру. Если же послушать, о чём говорят в современной медийной среде православные священники, это вызывает, по меньшей мере, недоумение. «Интернет – порождение дьявола»,  или «с атеистами спорить нельзя, потому что они все бесноватые», — привёл пример спикер. По его словам, такие реплики звучат как оскорбление в адрес неверующих людей. Но если сказать нечто подобное в адрес православных христиан, на обидчика могут подать в суд.

Интеллектуализация контингента – основная задача, которая стоит на данный момент перед Русской Православной Церковью, считает философ. Чем образованнее будет Церковь, тем с большим интересом к ней начнёт   относиться молодёжь. Андрей Столяров сослался на католицизм, который признал теорию Большого взрыва и теорию эволюции, с оговоркой, что на определённом этапе Бог вдохнул в человека душу. У католиков есть собственные академии, которые занимаются согласованием западного вероучения с современностью. Но это не всё.

«Почему выжила католическая церковь, которая практически погибала в конце XIX века? Она сделала очень красивый мировоззренческий поворот, — пояснил писатель. — До второй половины XIX века католическая церковь защищала власть от народа.  А в конце XIX века она стала защищать народ от власти. Именно тогда католики начали организовывать христианские партии. И именно это привлекло к ним молодёжь. Вот тогда появились молодые католики — католики действия. Кого сейчас защищает Православная Церковь: народ от власти или власть от народа?»

Церковь – не про власть и народ, и не про образование, её задача принципиально иная, — отметила, в свою очередь Виктория Черножукова. Есть школы и университеты, которые учат людей, а есть Церковь, где люди спасаются. Дело спасения – глубоко личное для каждого человека. И заставить или принудить насильно к этому нельзя. По словам журналиста, Церковь можно сравнить с родительским домом.

«С определённого возраста ребёнок хочет покинуть родительский дом, и это нормально, — считает многодетная мама. — Потом проходит какое-то время, он обрастает жизненным опытом и снова возвращается к родителям. Для  взрослых детей очень важно застать родительский дом таким, каким они его покинули. Это даёт спокойствие и уверенность. Мир меняется, но есть вещи, которые остаются незыблемыми. Именно то, что Церковь не модернизируется, вечная новость о том, что Христос Воскрес – даёт опору, это своего рода фундамент жизни».

По мнению Виктории Черножуковой, в молодости человек занимается поиском себя, но до конца найти себя можно только в своих корнях. И не так важно, насколько молоды люди, которые присутствуют в храме, возраст не имеет существенного значения. Есть люди, которые проживают длинную жизнь в тепличных эмоциональных, психологических, бытовых условиях и в старости сохраняют детское мироощущение. А есть те, кто в невыносимых условиях созревает ещё до своего совершеннолетия,  пояснила поэт.

Сравнение Церкви с родительским домом поддержал Михаил Глазунов.

«Скажу как человек, который занимается аддиктологией и работает с людьми зависимыми. Знаю много историй из жизни людей, которые столкнулись с пагубными привычками. Если вопрос стоит о том, нужна ли Церковь молодёжи, то согласен с мнением, что Церковь – это как родительский дом. Это важно в плане профилактики различных зависимостей, — отметил психолог Программы трезвости «ФАВОР». — В Церкви происходит закладка основ, духовных ориентиров, которые в будущем могут человека уберечь от разных соблазнов. Если говорить с точки зрения психологии, то все течения в конечном итоге приводят к понятиям желания, выбора и ответственности. Человеку, который вырос в Церкви и имеет внутренний стержень, легче сделать правильный выбор. Это может уберечь человека от каких-то внутренних катастроф».

Андрей Столяров назвал метафорой сравнение Церкви с родительским домом и пояснил, что именно его не устраивает. В современной Русской Православной Церкви, на его взгляд, слишком сильна традиция, а для успешного развития общества необходима и модернизация. Используя язык оппонентов, писатель привёл свою метафору.

«Есть корабль и у него есть балласт – это традиция. Балласт выполняет очень важную функцию – не даёт кораблю опрокинуться. Но если балласта много, корабль просядет, и небольшое волнение его захлестнёт, — пояснил философ. — Инновации – это паруса. Если паруса много, корабль опрокинется при сильном ветре. Если паруса мало, и корабль перегружен балластом – он будет очень медленно двигаться, а попав в шторм, скорее всего, пойдёт ко дня. Важен баланс между этими двумя составляющими. Я думаю, что у нас в России не то, что нет баланса, а даже нет представления о том, что он необходим. И поэтому мечемся из одной крайности в другую. Фактически российское общество расслоилось на два сегмента – одни уже живут в будущем, и совершенно не признают прошлого. Другие живут только в традиции, но совершенно не признают инновации. А вот синтеза этих двух обязательных процессов у нас не существует».

В то же время писатель поддержал точку зрения Михаила Глазунова и назвал стратегически важным для Церкви вопрос закладки базовых ценностей в сознание людей. Андрей Столяров вспомнил, как в своё время идеологи протестантизма Лютер и Кальвин провозгласили одной из главных методик спасения труд. Это была мировоззренческая революция, считает философ, поскольку до этого времени труд считался презренным занятием. Так, люди высших сословий не имели права работать, их делом были охота, искусство, война. Трудились только представители низших сословий. Дворянин не имел права пахать, даже если у него не было денег. Протестантизм оправдал труд и сделал его высшей ценностью. Это позволило США и Северной Европе  совершить цивилизационный рывок.

«Могла бы Русская Православная Церковь сделать труд ценностью? – задал вопрос Андрей Столяров. — Ведь сегодня труд в сознании россиян особой ценностью не является. Ценностью является освобождение от труда, то есть пенсия. С моей точки зрения, нелепое представление, потому что трудиться интересно! Труд – это одна из высших ценностей жизни, но в российском сознании этого нет. Хотя такой подход мог бы дать обществу ту энергетику, которой России не хватает».

По мнению писателя, современное российское общество является апатичным. И Церковь никак не может повлиять на ситуацию. «Мы не горим, а чуть тлеем», — поделился своими наблюдениями Андрей Столяров.

Философу ответил руководитель Координационного Центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнёв. По словам священника, о том, что человек обязан трудиться, «в поте лица добывая хлеб», указано ещё в Ветхом Завете, и Церковь рассматривает это как Божью заповедь. Однако, сейчас не то время, чтобы заставлять общество следовать директивам.

«Протестанты пытались создать новую традицию, тоталитарную, — подчеркнул отец Максим. — Идея Кальвина, который действовал из лучших побуждений – заставить человека жить хорошо. Он считал, что каждый человек изначально плох и грешен, поэтому его надо исправлять, даже если сам он того не хочет. В Америку люди ехали, чтобы строить новый христианский мир – Горний Иерусалим, это была идея в противовес католичеству. Но нельзя забывать, что отцы-основатели США были очень жесткими людьми, которые не допускали никакого инакомыслия. Всех инакомыслящих просто уничтожали. Различные расовые теории – тоже порождение протестантизма».

Помимо заповеди о труде, в Православной Церкви скрыто великое сокровище – духовное богатство, которое могло бы наполнить жизнь каждого человека. Но как это донести до большинства людей, пока не очень понятно.

«Для меня вопрос более простой – что нам противопоставить Филиппу Киркорову? – сказал священник. — Я вижу одичание людей, по крайней мере, у нас в России. Народу нравится вся эта пошлость, безвкусица и разврат, какая-то жуть даже с точки зрения здравого смысла. Поп-культура, которая захватывает умы — это наша реальность. Люди увлекаются не какими-то идеями просвещения или новыми философскими построениями и теориями, а именно этим».

По мнению Виктории Черножуковой, когда в жизни у человека всё хорошо, он не идёт в храм. Но рано или поздно у каждого наступает такой момент, когда надеяться остаётся только на Бога. Человек начинает искать спасения в Церкви. И тогда в его сердце рождается вера.

Эту же мысль подтвердил Михаил Глазунов, отметив, что выздоровление многих алкоголиков и наркоманов совершается через вхождение в Церковь. Причём, очень важно, кого они встретят в храме. Как заметили в аудитории, часто воцерковление происходит или не происходит из-за священников и прихожан. Если новичков встречают с любовью и радостью, уделяют внимание, человеку проще раскрыться душой и остаться в храме. Если же, переступая церковный порог, человек встречается с равнодушием и грубостью, больше шансов, что больше он там не появится.

В свою очередь, протоиерей Максим Плетнёв, со стороны духовенства, посетовал на безразличие верующих и призвал молодёжь быть активнее. Ведь Церковь — это не только священники, но и все, кто находятся вне алтаря.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: