«В них как будто повернули внутренний тумблер на саморазрушение»

Духовные причины зависимости

О том, что химическая зависимость – болезнь не только тела, но и души, известно давно. В православной традиции алкоголизм и наркоманию принято считать грехами. «Пьяницы … Царства Божия не наследуют», — говорит апостол Павел в первом послании к Коринфянам. Причём, пьяницы перечисляются у него наравне с блудниками, ворами, идолослужителями, мужеложниками и прочими нечестивцами. Почему святой столь сурово высказывается об этой, как принято считать в современном обществе, вредной привычке? И в чём заключается грех винопития? На эти и другие вопросы ответил руководитель Программы «ФАВОР» протоиерей Максим Плетнёв.

— Отец Максим, расскажите, в чём заключается духовная сторона любой химической зависимости? Где в данном случае можно провести грань между грехом и болезнью?

— В работе с зависимыми мы используем биопсихосоциодуховную модель заболевания. И проявление духовного компонента в алкоголизме или наркомании очень заметно и значимо. Сравните: грипп, гепатит, какая-нибудь вирусная инфекция, ОРЗ – духовная основа этих болезней не совсем понятна. Мы можем просто рассуждать, что любой недуг – это проявление смертности и греховности человеческой природы. Однако, если говорить о химической зависимости – здесь грех и болезнь связаны теснейшим образом.

Как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «делая срам, получают в самих себе должное возмездие за своё заблуждение». Можно сказать, в данном случае грех является одновременно и наказанием. Когда мы занимаемся помощью зависимым людям, то чётко осознаём, что она должна оказываться комплексно. То есть, человеку нужно донести, что на физическом и психологическом уровне — это болезнь и научить его с ней жить и справляться. Но не менее важно суметь разглядеть духовную сторону зависимости – этим церковный подход отличается от светского.

Что происходит в светских реабилитационных программах, где зависимость также рассматривается на четырёх уровнях – биопсихосоциодуховном? Там духовное часто понимается как нечто нравственно-возвышенное: идеалы общества, культура, искусство и так далее. Но если рассматривать этот аспект с точки зрения религии, духовный мир есть мир духовных существ. Человек по Божьему произволению создан так, что в нём есть и физическое, видимое тело, и невидимая, духовная часть его природы. Этой невидимой частью человек постоянно пребывает в духовном мире, хочет он того или нет, знает или даже не догадывается.

—  Вы говорите, что духовный мир невидим, и в то же время, утверждаете, что в алкоголизме и наркомании его проявления хорошо заметны. Можете объяснить этот парадокс?

—  Мы говорим о духовном заболевании, когда человек начинает систематически и неумеренно употреблять различные психоактивные вещества. Это становится грехом, а со временем страстью, пороком. В таком состоянии человек попадает в рабство к тёмным духам в буквальном смысле. Верующие люди это чётко понимают и чувствуют. Такая духовная реальность даёт о себе знать время от времени и в нашей работе. Часто родственники зависимых говорят, что их близкие полностью меняются после употребления алкоголя или наркотиков. Утверждают, что трезвый и пьяный – это совершенно разные люди. Отмечают, что при употреблении в человека «как будто вселяется бес», — это я сейчас цитирую очень многих людей.

Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Соответственно, по поступкам и их последствиям хорошо  видно, кто стоит за этими болезнями и грехами. Вспомните сами, как много бед человек совершает в алкогольном или наркотическом опьянении, как много случается безобразных вещей – кражи, разбой, воровство, блуд, разврат, убийства, самоубийства. Таким образом, грех умножает грех, и человек начинает творить страшные вещи. Люди попадают в духовное рабство.

Художник Александр Простев. Из серии "Свете Светлый".

Под воздействием злых духовных существ у алкоголика и наркомана развивается страсть – так называется глубокое подчинение греху. Это зло ими буквально управляет, командует, заставляет их действовать, толкает на определённые шаги, которые в трезвом виде они не совершили бы. Когда мы начинаем работать с участниками нашей Программы, выясняется, что употребление различных веществ наносит им сильный духовный вред.

—  Вероятно, поэтому святые отцы неоднократно предупреждали христиан: «трезвитесь»?

—  На мой взгляд, за этим понятием стоит гораздо больше, чем просто призыв не употреблять алкоголь. Трезвиться – значит, не терять голову относительно и всех остальных сторон жизни. Ведь страстей очень много, есть разнообразные формы духовного рабства и духовного падения. Безусловно, Церковь призывает нас трезвиться и не впадать в состояние химической зависимости, но и противостоять другим грехам, избавляться от кривизны и гнили, которые свойственны каждому человеку.

Но мне хотелось бы донести мысль, что эту страсть, которая переходит в зависимость, на духовном уровне возбуждает некая злая сила.

Интересно, что у зависимого человека с его веществом складываются персонифицированные отношения. Часто люди к алкоголю и особенно к наркотикам относятся личностно. Они с ними практически ведут разговоры. Когда я писал диплом в Духовной Академии, то собирал в Интернете дневники зависимых, в основном они были неверующими людьми и к своему веществу, к наркотикам обращались как к личности. Причем, в их описании эта личность была злая, они фиксировали, что это тёмное духовное существо, хотя мне кажется, что сами наркоманы этого до конца не осознавали.

Однако, если проследить, как формируется зависимость и к чему она приводит, можно хорошо разглядеть эту тёмную волю, цель которой  одна – погубить человека и его душу, а через зависимого, возможно, погубить его родственников и других людей, которые находятся в его ближнем круге. Мы с вами знаем, что зависимый человек часто становится катализатором многих проблем в жизни окружающих.

—  Порой можно наблюдать, как для зависимых их вещество становится со временем важнее всего на свете – важнее родителей, супругов, детей, друзей, работы… Всё это приносится в жертву…

—  Я думаю, что зависимость можно рассматривать и как своего рода религиозное явление. Множество мест Священного Писания рассказывает нам об идолослужении. Апостол Павел в том же послании к Римлянам пишет: «…и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (1:23, 25). Я глубоко уверен, что человек изначально создан религиозным, в нём всегда есть потребность верить и поклоняться Богу. Духовная жизнь – это часть нашего бытия, онтологическое свойство, которое от нас неотъемлемо.

И вместо истинного Бога в данном случае человек начинает поклоняться лжи, заменяет Творца творением. Кто-то может служить идеалам коммунизма или демократии, кто-то служит сам себе, а кто-то – бутылке или порошку. Свято место пусто не бывает – это действительно так. Так что употребление психоактивных веществ может стать своего рода лжерелигией, подменой правды и истины, в которой алкогольное и наркотическое опьянение рассматривается как лжеблагодать, лжесчастье и лжеблаженство.

Как-то я беседовал с группой зависимых, они вспоминали свой первый опыт употребления психоактивных веществ. Если с алкоголем эти ощущения часто бывают смазанными, внутривенное употребление наркотика часто оставляет очень яркие воспоминания. Правда, бывают люди, которые даже этого могут не заметить в своей жизни. Так, один молодой человек говорил, что не помнит, как начал колоться, заметил, только когда начались ломки. Представьте себе его духовное состояние – насколько мрачной, тёмной и страшной должна быть  жизнь, чтобы не обратить внимания на то, что начинаешь колоться. И только когда тело стало посылать сильные  болевые сигналы, человек опомнился.

А вот другой участник группы так прямо и высказался, что употребление психоактивных веществ – это анти-причастие. Страшные вещи нам по ходу беседы открывались. Один молодой человек признался, что с самого начала знал, что с ним будет впоследствии. Он понимал, что если уколется – всё будет жутко, он станет наркоманом. И всё равно это сделал. Протоиерей Сергий Булгаков когда-то сказал о революции как о «чёрном чуде». Мне кажется, тут можно применить тот же самый образ. Иррациональное стремление человека разрушать и убивать себя, что мы часто видим на примере зависимых, — это явное воздействие на них злых духов.

Бывает, люди что-то не до конца понимают, но чаще всего я сталкиваюсь с тем, что они целиком и полностью отдают себе отчёт в том, что происходит.

Люди годами живут в зависимости и планомерно себя убивают. При этом, они вроде бы не кончают жизнь самоубийством, но возникает стойкое ощущение, что в них как будто повернули  внутренний тумблер на саморазрушение.

Рассуждая о природе зависимости, я пришёл к выводу, что таким образом проявляется влияние духовного мира. Есть слова архимандрита Рафаила (Карелина) о том, что каждый грех – это бесообщение. Некоторые богословы с этим высказыванием спорят. Но, тем не менее, слова очень серьёзные. Грех, действительно, возбуждается той самой силой, о которой мы говорим. Ведь среди зависимых есть прекрасные люди, глубоко образованные, которые всё понимают, но продолжают употреблять вещества и себя разрушать.

Слава Богу, когда кто-то из них разворачивается в сторону жизни, и происходит чудо их возрождения. Мы этому не раз становились свидетелями. И это чудо происходило именно в религиозной реабилитации. Это было очень трогательно и красиво, когда люди обретали веру и полностью меняли жизнь за счёт этого религиозного ресурса.

Празднование Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в 2016 году.

Зависимость – во многом психологическая болезнь, и человеку нужно постараться её перерасти, стать полноценной личностью. Мне нравится термин «полнота бытия», на мой взгляд, он хорошо показывает, как тесно связан психологический и духовный аспект болезни. Люди начинают употреблять алкоголь и наркотики, потому что у них отсутствует полнота бытия, и это совершенно соотносится с христианством, ведь мы созданы Богом как творцы и призваны к активному действию в этом мире.

Если говорить совсем просто, то полнота бытия заключается в том, чтобы любить и быть любимыми. Человек начинает пить и колоться, потому что ему не хватает любви. А с точки зрения христианства, нехватка любви – это нехватка Бога.

Взять, к примеру, семью, в которой не было любви, люди были устремлены не к высшему, не к Божественному, а к земному – заменили поклонению Богу ложью, и эта ложь проявилась в том, что их ребёнок впоследствии стал зависимым. Проследить эту цепочку людям порой трудно: как одно проистекает из другого. Но если хорошенько подумать, станет очевидно, что это именно так. Так что здесь, как мне думается, хорошо соединяется духовный взгляд с психологическим.

— Отец Максим, среди православных христиан есть такие верующие, которые  считают, что психология Церкви не нужна, а помочь больным родственникам можно молитвой, чтением акафистов… И они порой молятся годами, надеясь на чудо…

—  Чудеса случаются, но наш многолетний опыт работы показывает, что очень важно оказывать помощь комплексно. Могу привести пример: есть люди, с которыми мы работали лет десять назад, оказывая им только духовную помощь, а не психологическую. Они начинали молиться, ходить в храм, но всё равно со временем у них проявлялись внутренние проблемы, которые нужно было решать по-другому. Человек не мог до конца изменить ситуацию, связанную со своей зависимостью.

Конечно, если христианин живёт полноценной духовной жизнью, психолог ему может и не понадобиться. Святому, просвещённому Богом, психология не нужна. Однако, сейчас большинство людей духовно безграмотны, не всегда могут увидеть борьбу страсти и добродетели, добра и зла, законы бытия Божественного творения. И точно так же мы можем говорить о безграмотности психологической. Эта наука не так давно получила массовое применение в России. Порой психология, действительно, пытается подменить духовный взгляд, и для людей, которые не имеют религиозной основы, становится своеобразным мировоззрением – это другая опасность.

Но наш подход заключается в том, что когда человек духовно утверждён, ему было бы неплохо изучить и понять, как работает психика. Порой в религиозной жизни можно увидеть не столько духовные, сколько психологические явления. И некоторые проблемы, повторю, нельзя разрешить только религиозными способами, потому что они другие.

Художник Александр Простев. Из серии "Свете Светлый".

Например, сложные отношения с близким родственником. Конечно, сюда входят грехи гордости, самомнения, в которых нужно каяться, но с другой стороны, важно посмотреть, когда возникли эти трудности, в каком возрасте, с какими событиями в семье были связаны. Общаясь с некоторыми  своими прихожанами, я думаю, что им было бы неплохо свои проблемы как-то психологически проработать. Иной раз на исповеди мне рассказывают истории, которые не относятся к духовной жизни, так что приходится работать психологически.

Из своих собственных наблюдений я могу добавить, что у многих современных людей присутствует какая-то неразвитость личности. Человек не имеет опыта общения с Богом, борьбы со страстями, опыта  полноценной любви. Заметна также интеллектуальная неразвитость, когда человек не хочет глубоко мыслить, искать, вникать в суть вещей, он больше направлен на действия, а не на рассуждения.

И, наконец, для зрелой личности очень важна развитость эмоциональная, а мы часто видим, что человек не осознаёт свои чувства, не разбирается в эмоциях и не умеет сочувствовать. Он не понимает переживания других людей, а это приводит к тому, что члены одной семьи не разговаривают друг с другом, родственники не могут объяснить элементарных вещей, люди погружены в себя, что-то там переживают, внутренне бурлят, а вступить в нормальный позитивный диалог, обсудить происходящее с близкими они не могут. Именно это часто становится самой благодатной почвой для развития разного рода зависимостей.

Беседовала Ксения Вохминцева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
«ФАВОР»
Verification: cd4a8a2ffc29f88a