От Воскресения до Вознесения: как сохранить радость о Пасхе

У православных христиан продолжается Светлая Седмица – так называется неделя после Праздника Пасхи, когда верующие по-прежнему отмечают Светлое Христово Воскресение: творят дела милосердия, принимают гостей, но самое главное, стараются не пропускать церковные богослужения. Сколько длится Пасха и как провести время от Воскресения до Вознесения, чтобы не потерять радости о Воскресшем Христе, нам рассказал священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, руководитель Программы помощи зависимым «ФАВОР» протоиерей Максим Плетнёв.

Отец Максим, расскажите вначале, как нужно встречать Пасху согласно православной традиции, и сколько она длится по времени: день, неделю, месяц? Среди верующих, но не воцерковлённых людей обычно много разных мнений на этот счёт.

Конечно, пасхальный период, частью которого, к слову, является и Великий пост, — это самое удивительное время, кульминация всей нашей церковной жизни. Речь в первую очередь идёт о Страстной седмице и неделе после праздника Воскресения Христова.  Они концентрируют в себе всю красоту и величие нашего богослужения. Пасха — это праздников Праздник и Торжество из торжеств. Есть такое богословское мнение, которое отражено и в Литургической практике, что в Пасхе заключены все праздники. В подтверждение этого во многих храмах существует традиция, когда во время пасхального богослужения священники несколько раз переоблачаются в одежды разных цветов.

Святой Григорий Нисский в своем Слове на Пасху говорит: «Слух наш оглашается во всю светлую ночь словом Божиим, псалмами, пениями, песнями духовными, которые, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, возносилось чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2:9)».

Если внимательно вчитаться в эти слова, становится понятно, что через величие служб, песнопений, пасхальных гимнов мы восходим к чувственному восторгу, и это чувственное восприятие должно нас приводить к духовной радости о Воскресении Христа. Господь воскрес, смерть побеждена, зло низвержено.  Причем, о смерти мы говорим не только как об умирании тела, но прежде всего, как об умирании души. Побеждён тот грех, то зло, те страдания, что есть в нашей жизни. Когда христианин осознаёт это, думает об этом, старается противостоять греху – это и есть духовная борьба, в которой мы иногда проигрываем и ощущаем приближение смерти. Так что когда я говорю о зле, я имею в виду не какое-то отвлечённое понятие, а вполне реальную силу, убивающую нашу душу, приводящее нас к разнообразным тяжелейшим последствиям. В Пасху мы узнаём, что смерти нет, что в этой борьбе есть победа. Враг повержен и мы свободны.

Так что, возвращаясь к цитате Григория Нисского, мы можем говорить о том, что празднование Пасхи – это наша попытка через видимое, чувственное выражение: праздничное богослужение, постоянное восклицание «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», дружественную трапезу, всё-таки перейти к духовной радости. Хорошо, когда у людей это получается естественно.  Праздник Пасхи – это как образ райской жизни. Даже если вспомнить, что кулич и пасха – это символ райской пищи, сладость рая.

Празднуется Пасха сорок дней, хотя первая неделя – особенная. Не многие знают, что она связана с крещальным обычаем, который существовал раньше. Великий пост был подготовкой к Крещению, а само Таинство совершалось во время субботней Литургии перед Пасхой. Эта Литургия Василия Великого до сих пор носит крещальный характер, так, например, читаются паремии, во время которых происходило Крещение, а вместо Трисвятого поётся «Елицы, во Христа крестистеся…». После этого люди семь дней ходили в белых одеждах, и снимали их только на восьмой день.

Крещение – самый важный момент в жизни человека, и получается, что мы тоже каждый год, таким образом, встречаемся с чем-то очень светлым.

На Светлой седмице каждый день служится Литургия, и верующие могут причащаться без исповеди и без поста. Так что на эти службы нужно прийти, порадоваться, воскликнуть: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» Это всё даёт глубокие духовные переживания, с человеком происходит чудо. Конечно, вне Церкви и этих богослужений очень трудно сохранить в себе пасхальное ощущение Воскресения Христа. Человеческая жизнь состоит из многих бытовых попечений, которые часто убивают дух.

На какие дни православному христианину стоит обратить особенное внимание от Пасхи до Вознесения?

Основные вехи – это, конечно, воскресные дни. Важный праздник Антипасхи, который в народе ещё называют Красной горкой – традиционно на этот день приходится много венчаний. Отдельно можно выделить Радоницу – во вторник после Светлой недели, когда мы делимся пасхальной радостью со своими усопшими близкими людьми, молимся об их упокоении и верим, что они однажды воскреснут. Среди особенных можно назвать день Жён-Мироносиц. Конечно, с течением времени  пасхальная радость потихоньку теряется за другими событиями жизни, но нам надо постараться её сберечь как можно дольше.

А как можно сохранить эту радость, если на Пасху или в светлую Седмицу происходят какие-то печальные события?

Мне кажется, что когда мы переживаем какие-то скорби, неважно в какой период, нам остаётся одно – терпеть. Со смирением воспринимать те обстоятельства, в которых ты оказался по воле Божией. Стараться по-христиански осмыслить и принять потерю или какую-то ситуацию. Нужно постараться нести свою скорбь со Христом в сердце, не отказываться от Него, не роптать на Бога. Есть такое хорошее выражение: «Всё надо брать в силу». Человек может и при печальных событиях духовно обогатиться. Когда много скорбей, обязательно надо больше молиться.

Чтобы продлить радость от Пасхи, хотел бы обратить внимание ещё вот на что: по церковному канону,  всю Светлую неделю вместо утренних и вечерних молитв положено читать пасхальные часы. В наших духовных школах была традиция читать пасхальные часы все сорок дней, до Вознесения. Так что если есть желание, можно взять себе такое молитвенное правило, чтобы не потерять духовное восприятие праздника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
«ФАВОР»
Verification: cd4a8a2ffc29f88a